http://mdou-borovichok.narod.ru/ Персональный сайт

Дошкольник и компьютер 

Компьютер прочно входит  в жизнь не только школьников, но и дошкольников. 

·        У детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

·        У детей очень рано начинает развиваться знаковая функция сознания:  понимание несколько уровней реальности окружающего нас мира - это и реальные предметы, и картинки, и схемы, и слова,  и уравнения,  и  наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

·        В процессе занятий с компьютером улучшаются память и внимание детей: ускоряется процесс запоминания, он становится более  осмысленным и долговременным.

·         Игры  имеют большое значение

Ø   для развития интеллекта детей, дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний;

Ø   для координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов

Ø   (необходимость   нажимать пальцами на определенные клавиши развивает мелкую моторику руки);

Ø   воспитывает волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

Ø   приобщает ребенка к сопереживанию, к помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру;

Ø   ребенок учится планированию, контролю и оценки результатов своей  деятельности.

·         Компьютер привлекает ребенка   как любая новая игрушка, и он  занимается с удовольствием.

 

Проблемы

. Всякое лекарство может стать ядом, если принято  не в разумных дозах.

 

1.               Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

2.              Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

3.              К/и  создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.

4.            Ребенок все больше отвергает реальный мир, уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.



Рекомендации родителям.

1.       Компьютерные игры можно вводить только после того,

·  как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности:

Ø рисование,

Ø  конструирование,

Ø  восприятие и сочинение сказок;  

·  как научился самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.),

·         как научился отличать игру от реальности.

2.       При выборе компьютерных игр с осторожностью относиться к  играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах – они оказывают негативное воздействие на психику и характер ребенка.

3.       Помогать малышам понимать происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов.

4.       Обратить  внимание на технические характеристики экрана монитора (консультация у специалиста еще до покупки).

·         изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

5.       Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

6.       Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана - не более 200 лк.

7.       Подобрать удобную мебель.

8.       Контролировать позу ребенка и приучать к самоконтролю, чтобы не возникали нарушения осанки.

9.       Время работы за компьютером для дошкольников 15-20 минут,  для младших школьников 30-40 минут в день.

10.   Не разрешать ребенку  сидеть за компьютером перед сном.

11.     Делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста

12.     Наблюдать  за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

4 группы критериев утомления:

·         Потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет нога ми, кричит и т. п.

·          Потеря интереса к работе: частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.

·         Полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание ног с упором коленей в край стола и т. д.

·         Нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивания, пританцовывание, истерический смех 

Топчий Е,В

воспитатель