http://mdou-borovichok.narod.ru/ Персональный сайт


Консультация для педагогов  «Самообразование  педагога.  Оформление педагогического портфолио»

Введение

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

 

Понятие самообразование

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Формы работы по самообразованию

         Самообразовательная  работа над рефератом по теме

         Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

         Обзор в Интернете информации по теме

         Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег.

         Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

          Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

         Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

         Изучение информационно-компьютерных технологий.

          Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.

         Участие в конкурсах в Интернете.

         Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете

 

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

 

Алгоритм составления плана по самообразованию

   На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

·                   название темы

·                   цели

·                   задачи

·                   предполагаемый результат

·                   этапы работы

·                   сроки выполнения каждого этапа

·                   действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой

·                   способ демонстрации результата проделанной работы

·                   форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов


         Примерный план работы педагога над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

1.       Анализ затруднений.

2.       Постановка проблемы.

3.       Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II. Прогностический

1.       Определение цели и задач работы над темой.

2.       Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.       Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

-          Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

-          Формирование методического комплекса.

-          Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

-          Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

1.       Подведение итогов.

2.       Оформление результатов работы по теме самообразования.

3.       Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

1.       Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2.       Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

 

 

Оформление педагогического портфолио

 

Современный педагог может иметь широкий спектр деятельности, результаты которого невозможно собрать в одном документе. Поэтому желательно составить портфолио, объединяющее все аспекты работы воспитателя. Заинтересованный в своем успехе и карьере педагог оформляет два варианта портфолио: в электронном и бумажном виде.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.

Портфолио воспитателя  показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в разнообразных видах деятельности.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт воспитателя , который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Инструкция по созданию портфолио

1.     Начните составление портфолио с общих сведений о себе. Пропишите фамилию, имя и отчество красивым, хорошо читаемым шрифтом. Укажите год рождения, образование – основную специальность и квалификацию согласно диплому. Если дипломов несколько, перечислите все. Напишите о трудовом и педагогическом стаже работы и не забывайте постоянно обновлять этот раздел.

2.     Создайте раздел участия в МО, в конкурсах, конференциях.

3.     Приложите к портфолио копии грамот, наград и благодарственных писем. Все эти документы позволяют составить мнение о индивидуальном развитии педагога. Указывайте эти достижения в порядке значимости, так как обычно на последние строчки обращают меньше внимания.

4.     Включите свои разработки занятий, конспектов развлечений и т.д.

5.     Следующий раздел – «Результаты педагогической деятельности». В нем нужно собрать материалы, которые подтверждают степень освоения учащимися образовательной программы, привести анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов, конкурсов и олимпиад, в которых участвовали ученики. Здесь же укажите результаты итоговой аттестации . Эти материалы дадут возможность получить представление о динамике результатов деятельности педагога.

6.     Включите раздел самообразования педагога, где укажите тему, цель, задачи, актуальность, итог, форму отчета.


Заключение

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования

Подготовила Симанова О.А
1 квалификационная категория