Планирование
воспитательно-образовательной работы одна из главных функций в реализации
основной образовательной программы.
Обязательной
педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.
Планирование
отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Введение
ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
внесло значительные изменения.
Единых
правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой
удобной для педагога форме.
Однако
существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при
планировании:
1.Выделение целей
и задач планирования на определенный период работы.
2.Соотнесение
их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования
3.Возрастным
составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в
ДОУ;
4.Четкое
представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу
планируемого периода;
При
планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что
основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
В
ФГТ игра – это основная форма работы с детьмии ведущий вид деятельности для
детей.
В
ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе:
1.непосредственно
образовательной деятельности
2.совместной
деятельности ребенка со взрослым,
3.самостоятельной
деятельности детей как в ходе
4.при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования.
Основные
направления
Физическое
Социально-личностное
Познавательно-речевое
художественно-эстетическое
Образовательная
деятельность ведётся по следующим образовательным областям
ü Физическая
культура
ü Здоровье
ü Безопасность
ü Социализация
ü Труд
ü Познание
ü Коммуникация
ü Чтение
художественной литературы
ü Художественное
творчество
ü Музыка
Содержание
образовательной области «Физическая
культура» направлено:
на достижение целей формирования у детей
интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное
физическое развитие через решение следующих специфических задач:
ü развитие
физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
ü накопление
и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
ü формирование
у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Содержание
образовательной области «Здоровье» направлено:
на
достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья
через решение следующих задач:
ü сохранение
и укрепление физического и психического здоровья детей;
ü воспитание
культурно-гигиенических навыков;
ü формирование
начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание
образовательной области «Безопасность» направлено:
на
достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности
и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности
окружающего мира) через решение следующих задач:
ü формирование
представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и
способах поведения в них;
ü приобщение
к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
ü передачу
детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и
пассажира транспортного средства;
ü формирование
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и
окружающего мира природы ситуациям.
Содержание
образовательной области «Социализация» направлено:
на
достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и
включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
ü развитие
игровой деятельности детей;
ü приобщение
к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральным);
ü формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу.
Содержание
образовательной области «Труд» направлено:
на
достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение
следующих задач:
ü развитие
трудовой деятельности;
ü воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
ü формирование
первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого
человека.
Содержание
образовательной области «Познание» направлено:
на
достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального
развития детей через решение следующих задач:
ü сенсорное
развитие;
ü развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
ü формирование
элементарных математических представлений;
ü формирование
целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Содержание
образовательной области «Коммуникация» направлено:
на
достижение целей овладения конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
ü развитие
свободного общения со взрослыми и детьми;
ü развитие
всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя
речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и
монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
ü практическое
овладение воспитанниками нормами речи.
Содержание
образовательной области «Чтение
художественной литературы» направлено:
на
достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
через решение следующих задач:
ü формирование
целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
ü развитие
литературной речи;
ü приобщение
к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса.
Содержание
образовательной области «Художественное
творчество» направлено:
на
достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей
действительности,
удовлетворение
потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
ü развитие
продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный
труд);
ü развитие
детского творчества;
ü приобщение
к изобразительному искусству.
Содержание
образовательной области «Музыка» направлено:
на
достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
ü развитие
музыкально-художественной деятельности;
ü приобщение
к музыкальному искусству.
В
ФГТ выделяются виды деятельности, которые можно считать приемлемыми
формами практики для ребенка дошкольного возраста
Сочетание
формы работы с детьми и детской деятельности
Физкультура
·
Подвижные дидактические игры
·
Подвижные игры с правилами
·
Игровые упражнения
·
Соревнования
Здоровье
·
Гигиенические навыки
·
Закаливание
·
Беседы
Безопасность
·
Беседы
·
Дидактические игры
·
Сюжетные игры
Социализация
·
Сюжетные игры
·
Игры с правилами
Труд
·
Совместные действия
·
Дежурство
·
Поручение
·
Реализация проекта
Познание
·
Наблюдение
·
Экскурсии
·
Решение проблемных ситуаций
·
Экспериментирование
·
Коллекционирование
·
Моделирование
·
Реализация проекта
·
Игры с правилами
Коммуникативная
·
Беседа ситуативный разговор
·
Речевая ситуация
·
Составление отгадывание загадок
·
Сюжетные игры
·
Игры с правилами
Чтение
·
Чтение
·
Обсуждение
·
Разучивание
Художественное творчество
·
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
·
Реализация проектов
· Учить
детей вырезать геом. фигуры. Составлять из них композицию. Создавать
определенный аппликационный образ, правильно пользоваться кистью при
наклеивании элементов аппликации
Музыка
·
Слушание
·
Исполнение
·
Импровизация
·
Экспериментирование
·
Музыкально-дидактические игры
· Подвижные
игры (с музыкальным сопровождением)
Далее
всем педагогам были предложены распечатки с примерными вариантами планирования
реализации образовательных областей в процессе детской деятельности в контексте с ФГТ
Лосева Н.В.
1 квалификационная категория