Дошкольник и компьютер
Компьютер прочно входит в жизнь не только школьников, но и дошкольников.
·
У
детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и
классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7
лет.
·
У
детей очень рано начинает развиваться знаковая функция сознания: понимание несколько уровней реальности
окружающего нас мира - это и реальные предметы, и картинки, и схемы, и слова, и уравнения, и наши
мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.
·
В
процессе занятий с компьютером улучшаются память и внимание детей: ускоряется процесс
запоминания, он становится более осмысленным и долговременным.
·
Игры
имеют большое значение
Ø
для
развития интеллекта детей, дают возможность облегчить процесс перехода
психического действия из внешнего плана во внутренний;
Ø
для
координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов
Ø
(необходимость
нажимать пальцами на определенные клавиши
развивает мелкую моторику руки);
Ø
воспитывает волевые качества: самостоятельность, собранность, сосредоточенность,
усидчивость;
Ø
приобщает ребенка к сопереживанию, к помощи героям игр, обогащая
тем самым его отношение к окружающему миру;
Ø
ребенок учится планированию, контролю и оценки результатов своей деятельности.
·
Компьютер
привлекает ребенка как любая новая игрушка, и он занимается с удовольствием.
Проблемы
.
Всякое лекарство может стать ядом, если принято не в разумных дозах.
1.
Как и любые занятия, компьютерные игры требуют
времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.
2.
Чрезмерное
общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и
отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
3.
К/и создают иллюзию общения и не приводят к
формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых
детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их
в состояние стресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение.
4.
Ребенок
все больше отвергает реальный мир, уход в искусственную реальность может
сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
Рекомендации
родителям.
1.
Компьютерные
игры можно вводить только после того,
·
как ребенок
освоил традиционные виды детской деятельности:
Ø
рисование,
Ø
конструирование,
Ø
восприятие и сочинение сказок;
· как научился самостоятельно
играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать
воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.),
·
как
научился отличать игру от реальности.
2. При выборе
компьютерных игр с осторожностью относиться к
играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и
персонажах – они оказывают негативное воздействие на психику и характер ребенка.
3. Помогать малышам понимать происходящие на экране события и
сопереживать героям фильмов.
4.
Обратить внимание на
технические характеристики экрана монитора (консультация у специалиста еще до
покупки).
·
изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не
имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
5.
Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или
жалюзи.
6.
Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее
300 лк, а экрана - не более 200 лк.
7. Подобрать удобную мебель.
8. Контролировать позу
ребенка и приучать к самоконтролю, чтобы не возникали нарушения осанки.
9.
Время работы за компьютером для дошкольников 15-20 минут, для младших школьников 30-40 минут в день.
10.
Не разрешать ребенку сидеть за компьютером перед сном.
11.
Делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время
от времени окулиста
12.
Наблюдать
за физическим самочувствием и состоянием
нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.
4
группы критериев утомления:
·
Потеря
контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет
нога ми, кричит и т. п.
·
Потеря интереса к работе: частые отвлечения,
разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения
работы.
·
Полное
утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула, задирание ног с упором
коленей в край стола и т. д.
·
Нервно-эмоциональные
реакции: крик, подпрыгивания, пританцовывание, истерический смех
Топчий Е,В
воспитатель