Консультация для педагогов «Самообразование педагога. Оформление педагогического портфолио»
Введение
В современных социокультурных условиях все больше
распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования
выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о
возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит
понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток
профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется,
поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в
самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни
человека в условиях развитого информационного пространства все время
возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно
просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном
уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой
профессиональный потенциал.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется
непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия,
деньги.
Профессиональное самосовершенствование и
самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в
общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки,
недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по
самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь
данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и
рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей,
добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем
систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по
самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной
педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.
Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель
совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного
процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.
Понятие самообразование
Самообразование
– это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом
интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения
знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической
среде и вписаться в контекст происходящего.
Самообразование
– это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических
знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных
навыков и умений в свете современных требований педагогической и
психологической наук.
В период между обучением на курсах необходимо
заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные
на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Руководителю необходимо так организовать работу,
чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует
создать в коллективе условия, при которых у работников формируется
ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям
самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно
потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс
самообразования качественным и результативным.
Формы
работы по самообразованию
•
Самообразовательная работа над
рефератом по теме
•
Чтение методической, педагогической и
предметной литературы.
•
Обзор в Интернете информации по теме
•
Посещение семинаров, конференций,
уроков коллег.
•
Дискуссии, совещания, обмен опытом с
коллегами.
•
Систематическое прохождение курсов
повышения квалификации.
•
Проведение открытых занятий для анализа
со стороны коллег.
•
Изучение информационно-компьютерных
технологий.
•
Общение с коллегами в МДОУ, городе
и в Интернете.
•
Участие в конкурсах в Интернете.
•
Помещение своих разработок
на сайтах в Интернете
Выбор
тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться с учетом
индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они
всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и
направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому
организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать
каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в
педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность
действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем
и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной
беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он
испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно
убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной
темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им
часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для
воспитателей, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для
самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу
поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Система методических мероприятий должна быть
подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном
самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над
темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к
инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования
включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения.
Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога,
первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и
приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане
самообразования.
Алгоритм составления
плана по самообразованию
На основании выбранной
темы педагог разрабатывает личный план
работы над поставленной перед собой
проблемой. В плане указываются:
·
название темы
·
цели
·
задачи
·
предполагаемый результат
·
этапы работы
·
сроки выполнения каждого этапа
·
действия и мероприятия,
проводимые в процессе работы над темой
·
способ демонстрации результата проделанной работы
·
форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и
рекомендациями для других педагогов
Примерный план работы педагога над
темой
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
I. Диагностический |
1. Анализ
затруднений. 2.
Постановка проблемы. 3.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. |
I год работы над темой. |
II. Прогностический |
1. Определение
цели и задач работы над темой. 2.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.
Прогнозирование результатов. |
I год работы над темой. |
III. Практический |
-
Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. -
Формирование методического комплекса. -
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. -
Корректировка работы. |
II год; (III), (IV). |
IV. Обобщающий |
1. Подведение
итогов. 2.
Оформление результатов работы по теме самообразования. 3.
Представление материалов. |
III год, (IV), (V). |
V. Внедренческий |
1.
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2.
Распространение. |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Оформление педагогического портфолио
Современный
педагог может иметь широкий спектр деятельности, результаты которого невозможно
собрать в одном документе. Поэтому желательно составить портфолио, объединяющее
все аспекты работы воспитателя. Заинтересованный в своем успехе и карьере
педагог оформляет два варианта портфолио: в электронном и бумажном виде.
Портфолио - это способ фиксирования,
накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и
умение решать задачи своей профессиональной деятельности.
Портфолио воспитателя показывает уровень подготовленности педагога
и уровень активности в разнообразных видах деятельности.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт воспитателя , который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.
Инструкция по созданию портфолио
1. Начните составление портфолио с
общих сведений о себе. Пропишите фамилию, имя и отчество красивым, хорошо
читаемым шрифтом. Укажите год рождения,
образование – основную специальность и квалификацию согласно диплому. Если
дипломов несколько, перечислите все. Напишите о трудовом и педагогическом стаже
работы и не забывайте постоянно обновлять этот раздел.
2. Создайте раздел участия в МО, в
конкурсах, конференциях.
3. Приложите к портфолио копии грамот,
наград и благодарственных писем. Все эти документы позволяют составить мнение о
индивидуальном развитии педагога. Указывайте эти достижения в порядке
значимости, так как обычно на последние строчки обращают меньше внимания.
4. Включите свои разработки занятий,
конспектов развлечений и т.д.
5. Следующий раздел – «Результаты
педагогической деятельности». В нем нужно собрать материалы, которые
подтверждают степень освоения учащимися образовательной программы, привести анализ деятельности педагога
на основании контрольных срезов, конкурсов и олимпиад, в которых участвовали
ученики. Здесь же укажите результаты итоговой аттестации . Эти материалы дадут
возможность получить представление о динамике результатов деятельности
педагога.
6. Включите раздел самообразования
педагога, где укажите тему, цель, задачи, актуальность, итог, форму отчета.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования