http://mdou-borovichok.narod.ru/ Персональный сайт

Организационные формы проведения родительских собраний

Основные цели родительского собрания:

1.      Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

2.      Повышение педагогической культуры родителей.

3.      Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи родительского собрания

1.      Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

2.      Создавать атмосферу общности интересов.

3.      Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.

4.      Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.

5.      Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

6.      Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.

7.      Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.

8.      Развивать умения родителей анализировать собственную  воспитательную деятельность , критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.

9.       Способствовать овладению способами выражения своих эмоции – как положительных, так и отрицательных.

10.  Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.

11.  Активизировать коммуникации в семье и др.

Условия успешного проведения родительских собраний

1.      Уважать права родителей.

2.      Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.

3.      Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.

4.      Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.

5.      Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).

6.      Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. (Классическая форма). Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний.

Выделим следующие нетрадиционные формы р.с.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний: «Педагогическая лаборатория», « Читательская конференция», «Аукцион», «Лекция – семинар», «Душевный разговор», « Мастер – класс», «Ток – шоу «Есть мнение»», «Педагогический консилиум», «Педагогический капустник». «Совместное творчество детей и родителей».

Педагогическая лаборатория.

Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Воспитатель предлагает родителям заполнить анкету «Родитель – ребенок – детский сад».

1.Фамилия,имя,отчестворебенка. 
2.Как ласково называют ребенка дома? 
3.Есть ли у ребенка братья и сестры? 
4.Что ребенок умеет делать самостоятельно? 
5.Проявляет ли ребенок агрессию, если «да», то в каких случаях? 
6.О каких особенностях Вашего ребенка Вы считаете необходимым сообщить воспитателю? 
7.Как Вы считаете, чему в первую очередь необходимо научить Вашего ребенка? 
8.Какие роли можно поручать Вашему ребенку в спектаклях, на утренниках? 
9.Какую помощь в проведении мероприятий в детском саду Вы могли бы оказать? 
10.Занимается ли Ваш ребенок дополнительно музыкой, спортом, В других кружках, секциях (указать в каких)? 
11.На что обижается Ваш ребенок? Как можно его успокоить?

Обсудите мероприятия, которые будут проводиться в течение года: интеллектуальные игры, тематические праздники, викторины, спектакли, конкурсы, веселые уроки, спортивные (эстафеты, веселые старты, олимпийские игры). Для каждого мероприятия выбирается инициативная группа, которая вместе с воспитателем будет отвечать за его подготовку и проведение. В начале года определяются количество мероприятий, содержание и др.

В конце года «педагогическая лаборатория» подводит итоги: воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки, достижения и ошибки.

Мероприятия варьируются в зависимости от возрастных особенностей детей, пожеланий и возможностей родителей.

«Читательская конференция»

За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, и воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещать суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд « Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать, исходя из возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или выбрать тему, интересующую всех.

В качестве примера рассмотрим тему «Наказание».

Материалы для обсуждения: воспитатель может нескольким родителям прочитать книги, которые освещают тему «Поощрение и наказание» (Д. Добсон «Воспитание ребенка с задатками сильной личности», Д. Уинделл «50 надежных способов воспитания детей», Е Н Корнеева «Почему они такие разные?» и др.). Но, ориентируясь на работающих родителей, мы предлагаем раздать листы с цитатами.

«Если же стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться».

К.Д. Ушинский

Наказание – это то, что вы предпринимаете по отношению к ребенку, а воспитание – то, что вы делаете для него.

Д. Добсон

Практически каждый ребенок охотно откликается на просьбы, если к нему относиться с уважением, терпением и обладать достаточной степенью психологической гибкостью.

С. Сергеев

Отшлепанный малыш вряд ли решится повторить проступок, чтобы не получить вторую порцию, однако он подчинится только из страха. Таким образом, дети познают разницу не между «хорошо» и «плохо», а между тем, за что их отшлепают и за что шлепать не будут. И они редко усваивают приемы самодисциплины.

Маленькие дети еще не умеют останавливать свое эмоциональные порывы, поэтому часто их поступки выглядят дико и идут вразрез с домашними правилами. Строгость родителя хороша тем, что удерживает ребенка от плохого поведения и одновременно с этим несет в себе элемент защиты.

Награды и привилегии требуют разнообразия, чтобы вы могли поддерживать интерес ребенка, чтобы одни и те же поощрения не наскучили ему. Если вы знаете, чем живет ваш сын или дочь, чем интересуется, то награждения и привилегии западут в душу ребенка, будут радовать его и, несомненно, укрепят ваше взаимопонимание.

Д. Уинделл.

На обсуждение идет 30 – 40 минут.

Эффективное воспитание начинается с родителей, которые без опасений говорят нет, своевременно вводят правила и устанавливают границы поведения. Правила выражают наши убеждения, требования, они учат детей сотрудничать с нами, а в будущем и с другими людьми. Какие наказания Вы считаете допустимыми в ДОУ? Что делать, если все предложенные дисциплинарные методы не действуют? За что можно наказывать в ДОУ?

Обсуждение 15-20 минут.

Подведение итогов.

Аукцион.

Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме. Для примера мы рассмотрим тему «К школе готов?»

За 10 дней до проведения собрания воспитатель просит родителей обсудить с детьми вопросы:

- Что ты знаешь о школе?

- Хочешь ли ты идти в школу (если нет, то почему)?

Затем необходимо проанализировать, что ребенок умеет делать (читать, писать, решать логические задачи) хорошо, средне и не совсем умеет. Воспитатель просит родителей подобрать несколько примеров развития внимания, памяти, логического мышления, выбрать наиболее понравившиеся, чтобы предложить их другим родителям. Совет, набравший наибольшее количество баллов, помещается на стенд «Копилка родительского опыта».

Воспитателю желательно расшифровать такие понятия, как адаптация, внимание, воображение, мышление.

Воспитатель рекомендует книги, которые помогут ребенку подготовиться к школе, прописи, книги веселых задач и т д. Индивидуально воспитатель может рекомендовать родителям обратить внимание на особенности их ребенка, его успехи и неудачи. Родители могут поделиться друг с другом информацией о школах.

Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, как важно сформировать у ребенка внимание, воображение, умение доводить начатое дело до конца, выполнять работу аккуратно, четко, следовать инструкциям. Сформировать доброжелательное отношение со сверстниками, умение играть, разрешать конфликты, действовать в коллективе. Самое главное – организовать труд ребенка.

Лекция – семинар.

Для проведения собрания в форме «лекции – семинара» необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты. Рассмотрим тему «Страхи» без привлечения специалистов.

За 10 дней до собрания следует попросить родителей нарисовать вместе с детьми картину «Мой страх», обсудить страхи ребенка, выяснить, боится ли ребенок чего-нибудь в детском саду.

На собрании обсудить причины детских страхов и способы преодоления, исходя из причин их возникновения.

Душевный разговор.

Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.

Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.

Мастер – класс.

Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, вести себя в транспорте и др.

Ток – шоу «Есть мнение».

Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступает воспитатель, родители, можно пригласить и других специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, исходя из разных точек зрения, аргументируя их.

Педагогический консилиум.

Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей.

На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ.

Педагогический капустник.

Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.

Совместное творчество детей и родителей

Дети и родители проявляют творческую активность.

Аэрография это техника нанесения рисунка, где при смешивании краски один цвет краски плавно переходит в другой. Сегодня аэрография пользуется большим спросом. Рисунок наносится на поверхность с помощью специального прибора – аэрографа. Каждая работа выполняется в ручную. Используя аэрографию можно сделать  работу любой сложности и масштаба.

Для изготовления такой работы вам потребуется краски (акварельные), зубная щетка и сухие листья и веточки.

Разведите краски водой, и  налейте в  небольшую крышечку немного краски.

Берем зубную щетку и кончики щетинок обмакиваем в разведенную краску.

Сначала вы можете потренироваться. На бумагу положите понравившийся вам листик.

Держите щетку под углом, по отношению к бумаге. Брызгаете таким образом – ведете ножик по щетинкам по направлению к себе. Если будете делать работу с детьми, то им лучше дать пластиковый нож.

Когда на работу нанесете достаточное количество капель, дайте просохнуть вашему шедевру.

Теперь можете убрать листок и немного добавьте краски на то место, где был листик.

Работа у вас может не получиться, если вы будете набирать на щетку много краски или если в краске будет очень много воды.

У вас может все расплыться и получится клякса.

Этот метод аэрографии можно использовать в оформлении интерьера, стенда или газеты.

Используемая литература:

  1. Предшкольное образование и система работы с родителями / С.Ю. Прохорова и др. М.:АРКТИ, 2008
  2. Евдокимова Е., Кудрявцева Е. Новый взгляд на родительские собрания // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С. 116.

Ефремова К.С